Старинная русская живописная вышивка - один из древнейших видов
российского прикладного искусства. Наиболее бурно она развивалась в
период влияния на Русь Византии. В Древней Руси этот вид искусства
получил довольно широкое распространение. В отличие от декоративной
народной вышивки живописные работы изображали лики святых. Их вышивали с
использованием золотых и серебряных нитей, жемчуга, драгоценностей и
драгоценных камней. Стилистически вышитые в этой манере иконы близки
европейским фрескам. В них тоже присутствуют некоторая схематичность
фигур и обилие различных символов. В то же время у живописной вышивки
есть свои особенности. В первую очередь, это большая зависимость от
материала, технологии и функционального назначения полотна, чем в других
видах изобразительных искусств. Крупнейшие коллекции фрагментов
живописной вышивки сохранены в Московских Кремлевских Музеях, в
Московском Музее Истории, в Русском музее в Санкт-Петербурге, в
Сергиевом Посаде и Новгородских музеях. Обычно законченная работа
живописной вышивки представляла собой ансамбль из нескольких полотен.
Центральная картина была, как правило, самой крупной. Ее обрамляли
полотна поменьше. На всех изображались святые, сцены их жизни, сцены из
Библии и Евангелия. Лики
святых обычно вышивались тонким шелком различных оттенков цвета песка,
тогда как одежда и все другие вещи были сделаны цветными, серебряными и
золотыми нитями с использованием различных стежков вышивки. Довольно
часто вышивка была украшена драгоценностями и жемчугом. Над одной
картиной могли трудиться до десяти художников и вышивальщиц. Художники,
которые первоначально наносили изображение чернилами или сажей на ткань
чаще всего были профессиональными иконописцами. Вышивали же иконы, в
основном женщины и не только монахини. Вышивание
предметов облачения священников, убранства храма, иконостасов на Руси
испокон веку считали благочестивой деятельностью. В каждом более или
менее богатом доме тогда были так называемые светелки - комнаты,
предназначенные для женского рукоделия. До пятидесяти вышивальщиц могли
работать в такой комнате во главе с хозяйкой дома. Российские женские
монастыри были также известны своей живописной вышивкой. Вышиванием в
России с древних лет занимались царицы и принцессы, бояре и монахини,
жены торговцев и крестьянки. |