Среда, 08.05.2024, 04:18
В  Ы  Ш  И  В  А  Й .  R  U        
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
О ВЫШИВКЕ
АВТОРСКИЕ СХЕМЫ ИРИНЫ ГОЛУБ
ВЫШИВКА КРЕСТИКОМ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Главная » 2012 » Март » 5 » Вышивка Украины в каждом районе имеет свои характерные особенности
18:38
Вышивка Украины в каждом районе имеет свои характерные особенности
Нарядные вышивки Украины отличаются четким, графическим изображением орнамента, легкостью узора. Особое место в украинских вышивках занимают рушниковые швы. Традиционные рушниковый орнамент, преимущественно растительного характера, иногда со стилизованными мотивами птиц и зверей, делает эти рисунки необыкновенно красочными и неповторимыми, выполняют рушниковые швы, нитками красного цвета, иногда прибавляя синие или чёрные.

Вообще же для каждого региона Украины характерно использование определённых цветовых решений и типов швов.

Позволю себе ЦИТАТУ из ставшей воистину хрестоматийной и весьма часто цитируемой статьи(так же часто- без ссылок на авторство) О.Гасюк и М. Степан «Художественное вышивание»( Киев, «Высшая школа» 1987) :

Народная художественная вышивка Украины при своей единой стилевой основе очень разнообразна. В каждой области она имеет свои отличия. Рассмотрим характерные особенности вышивки разных районов Украины.

Художественные вышивки Полтавщины многогранны по технике исполнения, формам узора, логике построения. Для полтавских сорочек характерны такие швы: крестик, путанный крестик, двойной прутик, зубчики, мережка, прутиковая мережка, вырезывание, счетная гладь, выкалывание, долбленка, ляховка в один и более рядов, верхоплут (верхошов), вафельки, цепочки и др. Узоры выполняются отдельными швами и сочетанием нескольких швов. Искусно, с высоким художественным вкусом подобранные сочетания швов образуют очень красивые узоры. Так, сочетание лиштвы с мережками или вырезыванием дает один из наиболее художественно совершенных типов вышивки, получивший особенно широкое распространение на Полтавщине.

Сорочки на Полтавщине вышиваются главным образом белыми нитками, очень редко красными или серыми. Манишка белых сорочек в старых образцах украшались белым узором, выполненным гладью. Узор обводился черными или цветными полосами. Техника вышивания - шов "вперед иголкой", "крестик", шов "позади иголки".

Техника вышивания Харьковской области имеет очень много общего с формами вышивки, установившимися в центральных областях Украины, но ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, создаваемые полукрестиком или крестиком. Эти орнаменты вышивают преимущественно грубой ниткой, вследствие чего узоры создают впечатление рельефных.

Вышивки Полесья - простые и четкие по композиции. Ромболоманая линия геометрического узора повторяется несколько раз. Вышивка красной ниткой по бело-серому фону льняного полотна - графически четкая.

Своеобразной вышивкой издавна славилась Волынь. Кроме вышивки крестиком в этой области распространена также техника «занизывания» или «заволакивания» (локальные термины). Это одна из древнейших техник, полностью имитирующая узорчатое челночное ткачество. Узоры геометрические, очень четкие и простые по композиции. Ромболоманая линия геометрического мотива повторяется ритмически в виде ленты, тянущейся в горизонтальном или вертикальном направлении. Четкость ритма усиливается одноцветностью вышивок, выполненных красной нитью на бело-сером фоне полотна. Одноцыетные вышивки северной Волыни поражают своей изысканной простотой. В южных районах области преобладают растительные мотивы в подборе цветов, ягод, листочков. Шитье поверхностное – крестик, гладь, прутик. Черный цвет сочетается с самыми разнообразными комбинациями красного, чем достигается большой колористический эффект. Рельефность мотивов отходит на второй план, прежде всего бросается в глаза колоритность орнамента. Вышивки становятся более живописными.

Для Черниговской области характерны белые вышивки. Для того чтобы усилить общую выразительность вышивки, в ней используются два или более типов швов. Например, в одной композиции сочетаются швы прозрачные (выкол, вырезывание, мережка) с плотным настиланием или другим видом счетной глади. Рукав с сорочкой соединяется широким мережаным цветным орнаментом, так называемой черниговской расшивкой. Такая же расшивка соединяет уставку и станок с воротником. Полосатый орнамент размещается на уставках отдельными или сплошными полосами по рукаву. Геометрический или растительный орнамент вышивается белыми нитками или же с вкраплением красного и черного.

В Черниговской области женские и мужские сорочки мережатся прутиком так, как в Подолии, - прозрачной мережкой («шабаком»), красными и черными нитками. Набор очень мягкими смежными стежками, что напоминающий бисерные вышивки, характерные для черниговских и киевских сорочек.

Вышивкам Киевщины присущ растительно-геометризированный орнамент со стилизованными гроздьями винограда, цветом хмеля, восьмилепестковыми розетками, ромбами, квадратами. Основные цвета вышивок Киевщины - белый, кораллово-красный, оттененный черный. Встречаются также жельый цвет, изредка серовато-голубой. Сорочки украшают гладью, занизыванием, набором и крестиком.

В южных районах Украины техника вышивания имеет много общего с устоявшимися формами вышивки центральных областей, которая представляет собой сочетание орнаментальных мотивов и техник вышивания разных местностей, однако ей свойственны и совершенно своеобразные полихромные орнаменты, исполняемые полукрестиком или крестиком. Это объясняется тем, что население здесь смешанное в национальном отношении.

Подольские вышивки выделяются среди богатого художественного наследия вышивок всей Украины своим колоритом и орнаментикой, сложной техникой исполнения.

Для подольских сорочек характерны красочность и разнообразие швов. Типичным является мережение "паучками", которым примереживают вставки на рукава, клинцы. Используется и цветная мережка - "шабак". В орнаментах подольских вышивок преобладает один цвет - черный с большим или меньшим вкраплением красного, синего, желтого или зеленого. Наиболее распространены одноцветные (красные и черные) вышитые сорочки, реже - двух- и трехцветные.

На юге Тернопольской области типичной является вышивка хлопчатобумажными нитками со сгущенными стежками: отдельные элементы обводятся цветными нитками, что обеспечивает высокий рельеф и цветовой эффект. Такие вышивки размещают вдоль всего рукава продольными или скошенными полосами от полочки до края рукава.

Большое богатство техник вышивания характерно для Винницкой области: низь, крестик, вышивка росписью, настилание, верхошов (верхоплут), зерновый вывод, вырезывание; разнообразны виды черных, белых и цветных мережек. Наряду с основными швами применяются и вспомогательные - вышивка росписью, шов "вперед иголкой", контурные швы, которыми обрамляют и соединяют отдельные элементы композиции.

Характерной чертой этнографического района Карпат и Прикарпатья (кроме определенных общих черт) является большое количество отдельных частей региона со своими колоритом и специфическими особенностями. В прошлом почти каждое село отличалось от других своеобразием вышивки, богатством орнаментальных композиций и неповторимостью цветов. Так, в вышивках села Космачи преобладает осенняя гамма цветов, а в верховинских узорах – гамма синих и фиолетовых.

В народной вышивке Львовской области используются разнообразные типы узоров. В южных районах орнамент вышивок геометричен, белый фон не заполняется, что придает узорам прозрачность и легкость. Вышитые сорочки колористически разнообразны.

На Буковине (Черновичкая область) кроме растительных и геометрических мотивов используются зооморфные, вышиваемые гладью (белой), мелким крестиком, штаповкой, крученым швом. Вышивальный материал - бисер, шелк, шерсть, серебряные и золотые нитки, металлические блестки.

Гуцульские вышивки характеризуются разнообразием геометрических и растительных узоров, множеством композиций, богатством сочетаний цветов, главным образом красного с желтым и зеленым, причем доминирует красный цвет. Два или три оттенка желтого цвета проясняют вышивку и придают ей золотистый отблеск. Наблюдается некоторое изменение построения гуцульских мотивов – вместо ленточной композиции все чаще за основу берется какой-нибудь один центральный мотив.

Для вышивок Закарпатья характерным является мотив зигзаг ("кривуля") в различных техниках исполнения. Преобладают техника «заволакивания» и вышивание крестиком, часто также применяются вырезывание и шитье. Цветовая гамма вышивок довольно широкая: красный сочетается с черным (при этом выделяется один цвет - черный или красный), применяются как белые, так и многоцветные орнаменты.
Просмотров: 3620 | Добавил: admin | Теги: все о вышивке, сайт о вышивке, ручная вышивка, риолис. чудесные мгновения, panna, статьи о вышивке, сайт о рукоделии, интересное о вышивке, Сандра-выш | Рейтинг: 5.0/1
Неваляшки
ЖЕНСКИЙ КЛУБ
Поиск
НАШИ  ДРУЗЬЯ

Всё о рукоделии
ХОББИ
Дачный участок
УСАДЬБА
Вот удача - мы на даче!
Сайт о животных

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Каталог сайтов Всего.RU Каталог сайтов Bi0 Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов :: Развлекательный портал iTotal.RU Яндекс.Метрика